Егороведенье

 

I've never sailed the Amazon,
I've never reached Brazil ;
But the Don and Magdalena ,
They can go there when they will!

Редьярд Киплинг, "Just So Stories"

 

Поддержите отечественного Производителя!!!

Слезная просьба администрации Б.Н.Ельцина

Паулюс (на основании данных абвера) сказал, что Т-34 подвергался в Москве очень суровой критике, его даже не хотели запускать в серийное производство. Если это так, комиссии предстоит выявить слабые места в конструкции танка.

– Увы… их не существует! – отвечал Порше.

– Но русские-то раскритиковали свою машину.

Это вызвало смех главного конструктора:

– Милый Паулюс, вы что, первый день на свете живете? Должны бы знать, что у подлинных талантов всегда немало завистников, желающих опорочить его достижения. Только этим, и ничем другим, я объясняю критику этой машины.

 

Валентин Пикуль, "Барбаросса"

 

Введение в Егороведение. Только Дон да Магдалена.

"Легор" и все о нем. Впечатления владельца.

 

Должен признаться, что я работаю продавцом-консультантом в московском представительстве "Тритона", что и позволило мне более детально познакомиться с данным вопросом. Однако в этом опусе я отнюдь не собираюсь рекламировать своего  питерского поставщика-работодателя-кормильца, а напротив, честно и непредвзято поделиться личным опытом, дать рекомендации и советы, и, и, и… Все чистое IMHO, разумеется. Может быть, кому-то сей опус будет интересен и/или полезен…


Откуда подул ветер
Вообще-то я убежденный и старый парусный катамаранщик. И катамаран у меня отнюдь не тритоновский. Особого интереса к одноместным байдаркам и каякам ни разу не испытывал. И когда сообщения о новой лодке появились в Интернет-публикациях, я как-то не придал им особого значения. Ну лодка и лодка, ну надувная, с элементами каркаса, прогулочная – ну и что с того… И вот лодки в конце 2009-го привезли в Москву. Под самый Новый год. Это было уже интереснее. Первую с непривычки собирали минут двадцать. Впоследствии все пошло значительно быстрее. Собранное изделие всем нам понравилось: заглядывали внутрь, сняв обувь, залезали в пилотское кресло и таскали лодку в зубах руках. Очень понравилась цена – ну чуть ли не даром. Так и подмывает купить! Упаковка – ну просто не верится, что внутри лодка. Да и выглядит красиво…
  Изделие в коллективе сразу же получило ласковое прозвище "Егорка". И дома я рассказал боевой подруге об этой новинке тритоностроения.
Супруга сразу вспомнила студентческо-турклубовско-сплавную юность и запела песни о прелестях свободного полета вообще и каякинга в частности. Мы вообще-то  парусятники, но приценивались к "Варзуге" - все мы вышли из байдарок, когда нам в свое время стало лень грести, но все ж не забыли прелести тихих соловьиных речек. Маринка же вдруг стала упорно гнуть свою линию и на следующий день умышленно приехала ко мне на работу.
Конечно же, она посидела в лодке, помахала веслом, попыталась сделать "свечку" и "эскимосский переворот" на плитах пола, потаскала лодку в руках. Потом я продемонстрировал ей разборку-упаковку-сборку, и – все, она пропала. Было заявлено, что это, конечно, не каяк, но очень нравится и очень хочется. Очень, очень хочется! Это даже лучше, чем каяк!


Концепция "Егоринга"
Как известно, туризм водный вообще и байдарочный в частности, давно раскололся разделился на множество фракций, течений и политических платформ. Помимо байдаркинга и каякинга, все это дело делится на надувных и каркасных, на любителей порочного порожного и водопадного экстрима, или, напротив, фанатов тихих речек. Одни с пеной у рта доказывают, что КНК "Паша" лучше "Ильменя", другие не видят альтернативы "Каньону-Соло", третьи считают, что их старый заслуженный "Таймень" с прорезиненной шкурой и есть вершина эволюции. Ну а все остальное, то что не у них, а у других – конечно же, полное г… и доброго слова не заслуживает.  Ну где уж тут найти истину…
Вот и мы решили разработать и развить собственную концепцию "Егоринга" как разновидности тихого байдаркинга средней и малой сложности и дальности. Ведь с упаковкой этой лодки и в такси, и в маршрутку легко залезть, не говоря уж об остальном транспорте. Да и пешком идти некритично. Вот только надо о снаряжении подумать вплотную. И это должно значительно расширить географию наших путешествий и вернуть былую легкость на подъем.  И, кстати, что немаловажно – гораздо бюджетнее двухместной байдарки. И январским вечером я, вместо получки, привез домой два "Легора". Вез я их в одной руке, а другой рукой пил пиво. В пути (а это два автобуса и метро с пересадкой), выяснилось, что тащить две лодки совсем не тяжело, и даже турникеты не помеха. Дома, прежде чем обмывать покупки, мы набросились и собрали обе лодки в стандартной большой хрущевской комнате. Даже в процессе праздничного ужина мы то и дело бегали любоваться на свои кораблики. Они были тут же крещены, как Don & Magdalena – по мотивам известного стихотворения Киплинга  и не менее известного перевода Маршака, а также песенки на этот самый перевод. Увы, старина Маршак почему-то отправлял быстроходные суда из Ливерпульской гавани, а они-то в жизни ходили из Саутгемптона… Не переставая праздновать, мы приступили к испытаниям. Сначала – на удобство посадки и объем загрузки.


Посадка и загрузка
В целом сидеть в лодке удобно. Но есть и нарекания. Очень удобное сидение с регулируемым наклоном спинки, есть подобие бедренного упора из широкой стропы с фастом, но вот сужающиеся в форпике баллоны ставят ваши стопы крестиком и роняют на кильсон. А что, если? Я завернул в полиэтиленовый пакет два флисовых костюма, получив сверток размером с футбольный мяч. Затем, подтянув спинку сидения вперед, я просунул сей предмет в форпик, залез следом и загнал это дело внутрь ногами, расклинившись между свертком и спинкой. Другое дело! В носу образовалась площадка – пяточный упор. Обе стопы удобно упираются. Бедренный упор обрел некий смысл. А если слегка согнуть ноги в коленях, можно сидеть полулежа. Удобно! Маринка попробовала, добавив еще тряпку (она меньше ростом), расклинилась, и подтвердила – да, удобно! Упругость баллонов в чехлах позволяют при наличии пяточного упора разместить в "Легоре" и вовсе здоровенного дядю, что впоследствии и подтвердилось. А без пяточного упора лучше в эту лодку не садиться. Вот так мы сделали первое открытие.
Собираем вещи на двоих, на неделю. Все, как положено – и крупы, и приправы, и немного картошки, ага. Тушенку мы имитируем стеклянными банками соответствующего калибра, а эликсир бодрости – пустыми бутылками. Все это оформилось в два наших рюкзака 100 и 115 л. "Дон" и "Магдалена" стоят на полу. Интересно, вместится в оба? Начали с "Магды". Результаты оказались неожиданными – в Магду влезло все, плюс пневматическая винтовка Crosman-2100 с оптикой. Я уселся в лодку, и вспомнил, что забыл блок сигарет. Он тоже уместился. А если я в деревне пива куплю? - И для него место есть. В довершение ко всему, на деку прыгнула кошка Соня и уютно устроилась в ДП на площадке носовой палубы. "Дон" стоял незагруженным. Такого результата мы просто не предполагали – 215 литров, плюс сами рюкзаки, ружье, кошка, и запас для всякой мелочи. И это – легкая одноместная байдарка, чуть ли не каяк? Ниже я постараюсь подробно описать порядок загрузки и эволюцию нашего снаряжения и специальных приблуд именно что для "Егоринга".


Ходовые испытания
Чтобы не обижался "Дон", его тоже привлекли к испытательному процессу. И даже круче, чем Магду. Разумеется, на воду хотелось так, что зудело и чесалось. Но вот же незадача – 3200 мм Егорки в ванну не умещаются. И нет знакомых с теплым крытым бассейном. А на дворе январская стужа и отголоски крещенских морозов. Но разве есть преграды для тех, кто хочет? Живем мы в Ново-Переделкино, что далеко за МКАД. И за лесом протекает речка Сетунька. В былые времена в ней текла вода и даже водились рыбы. Ныне же, в берегах речки проистекают фекалии и другие отходы мегаполиса, отчего речка не замерзает в самые лютые морозы. Именно там мы собрались провести тест-драйв.
На дворе было 2 февраля. Потеплело – температура была -60С. Падал прошлогодний снег. Сунув лодку в рюкзак, мы отправились на речку. Оказалось, что вода в ней все-таки осталась -  из-за недавних морозов речку частично сковало льдом. Но и фекальность имела место быть – полыньи тоже были. Мы выбрали полынью где-то 80х5 метров, сноровисто собрали Дона (сейчас это занимает у нас 6,5 мин вдвоем) и приступили. Речка воняла. Егорка показал великолепную курсовую устойчивость -  не вертелся, как распоследний слаломный каяк. В то же время управляемость и поворотливость тоже оказалась на высоте. При разгоне лодка легко преодолевала льдины, скользя по ним дном. Остойчивость показалась нам вполне высокой, но эту позицию испытывать мы не рискнули – повторяюсь, воняло, шел снег и вообще, было не тепло...  Замерзли руки, и мы обтерли лодку снегом и быстро разобрали. Тут обнаружилось сразу два трабла – с кормовой пластины отклеился пластиковый патрубок, и задубевшая шкурка не захотела компактно складываться в штатную упаковку. Покидали все в рюкзак и с тем отбыли. В конце-то концов, Тритон предупредил в Инструкции, что лодку следует использовать при температурах от +10С до +350С.
И потянулась бесконечная зима. Мы же, не теряя времени, обдумывали и конструировали снаряжение именно для Егоров.


Открытие сезона. Покатушка
Весна наступала неохотно. В нашей семье появился ребенок. Собачий. Специальной туристкой породы – керн-терьер по имени Ютта. Небольшая, веселая и храбрая собака, всепогодная, сильная и неутомимая. Маринка сконструировала и сшила специальные компрессионные мешки для обоих корабликов и собачий спасжилет. А друзья пригласили нас 3 апреля на Истру, на открытие сезона. Предстояло пройти около 15 километров от гидроузла до ж/д моста. Вот и узнаем, какое весло лучше. Весел у нас в ту пору было два – стандартное тайменевское длинной 2400 и весло неизвестного производителя длинной 2200, разбирающееся на 4 части. Красивое, но неудобное. Меня пытались убедить, что короткое весло лучше, но я не верил, считая что лучше все-таки длинное. И, конечно, я оказался прав. Транспортировку лодок каждый из нас решил по-своему. Я положил Магду в рюкзак, а Маринка повезла своего Дона на продуктовой тележке. Было уже много солнца и еще много снега. И вот мы на воде. Егорок аж целых три – наши друзья тоже соблазнились этим девайсом, и голубой спасжилет Ирины удачно гармонирует с ярко-синей декой ее лодки. Непривычные ощущения быстро проходят – сидеть в лодке очень удобно, остойчивость, управляемость, курсовая устойчивость – все выше всяких похвал. Включаю GPS и даю газу своим тайменевским веслом. Больше 9,5 км/ч разогнаться не удается, и я возвращаюсь к нашей микрогруппе. Выяснилось, что лодка легко идет и против течения, и кормой вперед, и легко разворачивается. Маринка просит поменяться веслами и я забираю это самое красивое и неудобное весло. Ей сразу стало легче жить, ну а мне и этого хватает. У Ирины тоже тайменевское весло. Мы бы, конечно, могли форсировать темп и догнать основную группу, но с нами на надувнушке идет Володя, и бросать его просто нехорошо. Егорки поочередно вырываются из строя «пеленг», демонстрируют скорость и управляемость и снова становятся в строй. А вот и основная группа, все встали у хорошей полянки и сейчас состоится полевой банкет по случаю открытия сезона. На берегу – "Таймень", "Щука", "Рафтмастер", надувная лодка и три наших "Легора". И посиделки хороши, и компания, но вот отчего-то тянет на воду – уж очень приятно сидеть в "пилотском кресле". И вот мы снова на воде. Ощущения – сродни пилотажному самолету. Или мы так за зиму по воде стосковались? "Легоры" пишут по воде круги и восьмерки, крутятся между быков моста, проходят встреченные препятствия во всех направлениях – по и против течения. Нравится. Вот и мост, и очень жаль, что надо ехать домой, и что не догадались приехать на пару дней с ночевкой. Антистапель. Сразу выявилось два трабла – на Доне снова отлетел  злополучный патрубок кормовой пластины, а на Магде его продавило насквозь вместе с куском пластины. Это немного расстроило, но ведь руки-то есть! В лодках обнаружилась вода, немного, по паре кружек на лодку. Скорее всего, с ног. Стык деки и дниша прошит, но непроклеен. А не много ли мы хотим за 13200? Во всяком случае, отчетливо видно, что нет в Егорке ничего такого, что нельзя было починить на коленке в полевых условиях. Ну а траблы вполне устранимы. Зато разобрались и упаковались практически мгновенно.


Ремонт.
Ремонт был несложен. Я наклеил на пластины ПВХ ткань плотностью 900 г/м, и заменил патрубки на более широкие в основании – они продаются в магазинах "Тритона". Пластины и гибкости не потеряли, и стали более прочные и вязкие. Информацию о поломках сообщили на предприятие. И Большой Тритон сразу оперативно отреагировал, прислав запчасти на замену, а в последствии стал выпускать лодки с иной, более надежной конструкцией штевневых узлов. А я стал готовиться к следующему этапу испытаний – на сей раз вполне спортивному.


Спорт.
В Тульской области, на реке Вашане, ежегодно проводится замечательный фестиваль туристов-"Скитулец". И приезжают туда и маститые пластиковые каякеры, и поседевшие в походах тайменисты, и легкомысленные легковесные щукари, и надутые гордостью ватерфлаеры и каньонеры, и многие, многие достойные водники-судовладельцы, представители различных политических партий концепций. И соревнуются - конечно, ну а как же? Фестиваль этот проводится уже в пятый раз и неизменно отличается замечательной организацией, высокой посещаемостью и теплой дружеской атмосферой. Вот и мы решили на людей посмотреть и себя показать. Ну а заодно и свои лодки, как новое секретное оружие "Тритона". И руководство поддержало нас, и мы заявились как команда-представительство и даже малость попиарили нашего Тритона. Надо сказать, к этому времени Егорок приобрели многие наши сотрудники, и наши друзья и знакомые. Активных штыков же оказалось всего три – Володя Смоликов (продавец-консультант Grebi.ru), Ирина Цыганова (к Тритону отношения не имеющая) и автор этого опуса (продавец-консультант Тритона-в-Москве), он же капитан команды. Группа поддержки обеспечивала тест-драйв "Легоров" и болела за бойцов. Собственно, как команда мы не состоялись, ну и не беда…


Программа предстояла самая обширная – хотелось принять участие в ралли, в марш-броске "С любовью в баню", и, конечно, в соревнованиях по ТВТ. Это так нам хотелось… И мы двумя группами отправились в Тульскую область.
17 апреля. Пик паводка спал. Из речки вылили воду и обнажились грабли, бороны и прочий инвентарь для уязвления нежных лодочных шкурок и снятия стружки с пластика. Моросил прохладный дождик. Было глинисто и грязно. Мы зарегистрировались и познакомились с легендарным Михаилом Трусковым – Отцом-Основателем Скитульца, получили красивые желтые номера,  сухпай, инструкцию по выживанию и отправились дерзать.
Предыдущая неделя у меня выдалась крайне нервной и напряженной по ряду личных причин, и на старте я был хронически невыспавшийся, голодный и злой (ну хоть это было хорошо). Неопрена я не надевал по причине нелюбви и отсутствия, и был в пеносапогах и нейлоне с поддетым полиартечным термобельем. Берег на старте оказался глинистым, скользким и крутым. Мне очень не хотелось поскользнуться и упасть в холодные воды Вашаны. Передо мной со склона осторожно скатывали вниз "Викинг" с барышней в нем, и он прочертил килем борозду на скользкой глине. Когда "Викинг" уехал, я установил свою Магду на край обрыва, уселся поудобнее, прилепил фартук, двинул попой и весело съехал в речку. Лодка носом почти не клюнула, сразу всплыла, и это обрадовало. Помахав команде ручкой, я получил старт и замахал своим тайменевским калибра 2.40. Дальше было то ли 34, то ли 32 (единого мнения нет) километра бурной, мелкой и очень колючей речки. На берегах местами лежали огромные глыбы известняка и грязноватые ледяные айсберги. Шкуродеры сменялись прижимами, а иногда и совмещали достоинства того и другого. А порой были довольно тихие и широкие плесики, которые неизменно сменялись очередным сюрпризом. Техногенных подарков в речке тоже хватало. Большинство завалов были заботливо распилены, и я в который раз вспоминал добрым словом Организаторов. Непредсказуемость трассы была интересна и не давала расслабиться, и я гнул весла о мутные весенние воды, догоняя и перегоняя попадавшиеся на пути Розовые Номера. Меня никто не обгонял – видимо, никому я был не нужен. Шиверы и перекаты, завалы и прижимы, причудливо сочетаясь, сменяли друг друга, и по обнаженным нервам отдавался скрежет камней под днищем. Вообще-то "Легор" не для этого, но кто и что для, собственно, этого?
Перед Пунктом питания № 1 периферийным зрением я заметил, что некто уж о-очень целеустремленно пытается меня догнать и обогнать. Это оказался однокомандник Володя. Вашана уже прогрызла ему шкурку, и на шкуродерах онеопрененный Володя вставал и потрясал лодкой, отливаясь. Какое-то время мы шли вместе. По берегам то и дело клеились раненные лодки и пахло ацетоном. Вот ужасно, бесчеловечно рассеченное желтое брюшко "Щуки". А вот и старина "Таймень" латается. А там группа людей склонилась над перевернутыми лодками и сильно пахнет все тем же ацетоном. Пункт питания. Розовые Номера пьют напитки и едят закуски, а нам, рвачам-спортсменам, этого не дано!
Обнос. Я, наконец-то, сорвал перчатки и позволил себе сигарету и отлить. Это тем, кто в неопрене, хорошо…особенно, если в лодке вода… Володя, с криком "Ура, я каякер!" по-тюленьи стартовал с крутого грязного берега. Больше я его не видел до финиша. Я уподобился тому же тюленю и съехал на воду. И через пять минут уперся в другой завал. Среди ветвей и бревен какой-то целеустремленный пластиковый каякер преодолевал препятствие. А Магда у меня не пластиковая – через отдельные бревна–трубы перескакивает, днище об шкуродеры полирует, пока не течет, но вот так, конечно, не может. Течение ускорялось, а воды становилось все меньше. Усаживаясь на колючие каменистые мели и поднимая буруны корпусом лодки я стонал, как будто шкуру сдирали с меня. На прижиме плеснуло под фартук, но пока не теку. Казначеево. Плотина. Остановился, посмотрел, поехал, прыгнул. Класс! И тут же шивера и скрежет. Кафе "У Богача". Эх, не суждено мне оценить! Пластиковый каяк, снимая с себя стружку, с треском лихо преодолевает завал из металлических труб. Осталось немного, но я уже изрядно замучался – голод, усталость, недосыпание. Злость, правда, осталась. Шивера. Скрежет. Меня разворачивает лагом и лодка заполняется водой. Вода заливается и под фартук. Выскакиваю, бо все равно мокрый. Дырка. И не одна. Отливаю лодку. Сажусь и снова вода. Стало поглубже. Очень мне стало интересно – а вот утонет моя Магда или как? Оказывается нет, не тонет – вода на палец выше сидения, и все - больше не поступает, лодка едет и управляется. Отливать ее просто бесполезно. Сижу задницей в мокрой и холодной воде, сапоги полны воды, но, в общем, нормально – мокрый полиартек и пеносапоги греют. И очень хочется финиша – он где-то недалеко. Наверное. Пробитая лодка сидит глубже, и на шиверы усаживается основательнее. Я теперь выпрыгиваю и провожусь до глубины – терять уже нечего, но вот и мост, ворота для соревнований по ТВТ, лагерь, финиш, и я мучительно долго снимаюсь с очередного шкурника и тыкаюсь в берег. ВСЕ!!!
Ко мне подходит девушка в кокошнике со стаканчиком горячего глинтвейна. Жаль, что стаканчик такой маленький…
- Ну, и как вам понравилось? – поинтересовалась девушка.
- Что именно? Глинтвейн и Вы – понравились. А сидеть попой в мокрой воде – не очень…
- У вас, наверное, очень легкая лодка? Я такой еще не видела…
Я согласно киваю, и тут девушка пытается приподнять Магду, а воды в ней немеряно. "Поздравляю вас, гражданин, совравши!"  Я посидел, покурил, вытащил из воды бедняжку Магду и отправился в наш лагерь.
Володя был там, и его лодка лежал кверху продранным днищем. Повреждения были те же самые, что и у меня – пробоины по кильсону и по шпангоутам в районе сидения. На всей остальной шкурке – ни царапины. Ох, вряд ли конструктор «Легора» планировал скоростное и безбашенное спортивное хождение по граблям! Выяснилось, что Ирина сошла с дистанции у ПП №2 все по той же причине – продралась и притонула. Ее скоро привезли. Повреждения были те же самые. А вот подложили бы пенку – и ничего бы и не случилось. После ралли как-то не хотелось бежать с любовью в баню – т.е. с Маринкой на спине. И, похоже, на соревнования по ТВТ мы вряд ли пойдем…
Вечер, костер, песни бардов, дискотека, бани у реки – все было на уровне, и спали мы как убитые. Лодки сохли, и к ТВТ заклеить мы их не успели, а стало быть, и не показали себя в водном слаломе. Зато подведение итогов и раздача слонов стали для нас полной неожиданностью – Володя занял первое место среди одиноких каркасных мужиков, ну а я – второе…


Поход и оверкиль.
В начале мая выдались несколько выходных, и мы с Маринкой и Юттой отправились на Нерскую. Предстояло испытать компрессионные мешки, пошитые под размеры Егорок, загрузку снаряжения, и приобщить подросшего щенка (4 месяца, как-никак) к водному туризму. Выехали поздно – в этот день мне исполнилось полвека. Собираясь под мостом в Куровской, мы осознавали, что неправы и лопухнулись, но что делать? Побыстрее собраться и уйти от населенки, вот что! Я даже не принес жертву речке (не налил стопочку в воду), и вскоре понял, что был неправ. Полагая, что Нерская река неширокая, спасжилетов мы не взяли… Маринка упаковалась как положено, а я – по-раздолбайски. Под задницу подложил рюкзак и куртку, не подумал о метацентре – видимо, успех на Скитульце меня излишне расслабил и вскружил голову. Выйдя на воду, я почувствовал, что Магда моя того… уж очень качается. И сижу я слишком высоко. И "Легор" - это не "Таймень" и совсем не "Салют". Темнело. Сфотографировав Дон с Маринкой и храбро высунувшейся из кокпита Юттой, я сунул фотоаппарат в сапог. И вот речка резко сузилась, и в сумерках непонятно, где же протока, и вот он – проход и перегорожен бревном, и берега вокруг заболоченные – не вылезти. И я храбро поперся в этот проход, высекая веслом искры из воды. Сейчас перескочу, как на Вашане! Но это была не Вашана, и сидел я высоко, и Магда была груженой… Не успел я перевалиться через бревно, как косая струя развернула лодку с недопустимо высоким центром тяжести, и... оверкиль произошел стремительно. Несмотря на затянутый упор, меня отстрелило за борт, и весло до дна не доставало, а злополучное бревно оказалось спасительным. Я вскарабкался на бревно, подтащил и отлил, насколько мог, лодку (воды, кстати, оказалось совсем немного). В процессе купания в вешних водах из сапога выскочил любимая фотокамера – Pentax optio W60. Водоустойчивая! Но не плавающая… Вот так она и по сей день лежит на дне реки в исправном, что обидно, состоянии… Ау, геокэшеры! Нерская сама взяла свою жертву. А я, мокрый с ног до головы, прыгнул в лодку и отправился дальше – Маринка тем временем отыскала другой проход. Через час мы сидели у костра в лесу и праздновали мой 50-й день рождения.
В походе по Нерской – а это 51 км, мы основательно отработали вопросы загрузки, прохождения препятствий, обносы и все тому подобное. И остались предельно довольны. Поломок не было. Нам очень понравилось.


Чайник на Егорке. Буксировка.
Некая барышня 22-х лет отроду решила к нам присоединиться. Она сидела, конечно, в разных байдарках – но в раннем детстве и в качестве пассажира. И, боюсь, почти забыла все это. Один из нас ей мамой приходится. И мы купили еще один "Легор". Синенький такой. И назвали его "Странник". И отправились на Клязьму. Усад – Петушки – это 45 км. Я, конечно, полагал, что все ужасно запущенно, но когда Саша села в "Странника", и я ее оттолкнул, я увидел, насколько... Так мы не пройдем и пяти километров. А Клязьма на этом участке широкая, полноводная,  живописная, быстрая и безлюдная. Через километр я подошел к Сашке, забрал чалку с носа "Странника" и обмотал три шлага вокруг своей талии (она у меня есть). Оказалось, что буксировать груженую лодку с человеком на борту совсем не напряжно, и скорость продвижения эскадры резко возросла. Сашка же старалась держаться мне в кильватер. Идущая рядом мама (с собакой на борту) рассказывала ей, как это правильно следует делать, а заодно уж и что такое этот самый кильватер. Шли мы довольно быстро, и никто не чувствовал малейшего дискомфорта.  Было тепло и красиво. К вечеру Саша подгребала и откренивалась более уверенно. А на следующий день – и еще более. К концу похода мы вдруг обнаружили, что места свободного у нас в лодках полным-полно, несмотря на то, что идем вчетвером (считая собаку), и везем с собой столик, стульчики, ружье и собаку с ее снаряжением.


Продолжение.
В июле в том же составе мы вновь прошлись по Нерской. Это была уже совсем другая река. Воды стало намного меньше, а препятствий, соответственно, намного больше. Завалы, прижимы, обнажившиеся перекаты, ну и техногенка - труба, например, поперек реки. Вряд ли какая-нибудь другая лодка способна была преодолеть все это. Для байдарки участок реки от Куровской до озера однозначно непроходим – ну, если не нести ее по берегу. У нас же было только три обноса, а через все остальное мы протискивались и пролезали. Барышня на сей раз двигалась самостоятельно, и действовала ловко и умело – вошла во вкус. Получили огромное удовольствие и еще больше зауважали наши лодочки. Обносились мы, как всегда, не разгружаясь – схватил за носовой рым и поволок себе лодку по травке – чай, не "Таймень". Загрузка-разгрузка, действия на марше, походный порядок – все доведено до автоматизма. Поломок не было. Через пару недель мы снова в том же составе пошли на Клязьму, в 80-километровый поход через дым лесных пожаров и чудовищную жару. В начале октября Магдалена и Странник прошли безлюдный маршрут Оршинские озера-Созь-Волга-Конаково, где вдоволь потаскали лодки, обнося бобровые плотины. 23 апреля открыли сезон на Клязьме. На майские прошли Бужу-Мещерские озера-Пру от Тасино до Деулино. Ходили по Волге в р-не Конаково в волну и ветер. Очень довольны. В июле-августе прошли 230 км по уральской реке Чусовой. Несколько раз выезжали на 2-3 дня на разные подмосковные речки и закрыли сезон 4 ноября. Пробег лодок перевалил за 2000-й километр.


Загрузка.
Многие не верят, однако факт остается фактом – объем груза, перевозимого в и на "Легоре", может составлять 250-300 л. Надо только знать и уметь. В отличие от байдарки, в которую можно просто навалить гермы, в Легоре это Процесс. Нами изготовлены компрессионные мешки под размеры форпика и ахтерпика. Они имеют форму усеченного конуса и загоняются в лодку ногами, сидя на сидении или на деке – Легор имеет гибкую конструкцию и на него можно безопасно сесть в любом месте. Внутрь компрессионок мы помещаем прочные полиэтиленовые пакеты для мусора, в случае порыва латаем дырлы скотчем. Изготовлена упаковка, в плане повторяющая форму носовой палубы. Эта упаковка перевозится на садовой тележке и туда помещаются все три лодки без длинномерных кормовых кильсонов и черенков весел. На ходу эта упаковка крепится на носовой палубе, внутри нее в гермопакете лежит рюкзак, городская обувь и одежда. На упаковке лежит или стоит собака, в случае препятствий собака встает задними лапами в кокпит, понижая вертикальный габарит. Собака бывалая, и все это проделывает четко и безукоризненно, не доставляя хлопот ни нам, ни себе. Вот пример загрузки флагманской Магды:
- Форпик:  Пара консервных банок, затем компрессионный мешок с запасной теплой одеждой и бельем в гермопакете, играющий роль пяточного упора. Рядом с пилотским сидением между верхним баллоном и декой вставляется карта и компас, на расстегивающийся бедренный упор вешается приемник GPS. Фотоаппарат- на шее у пилота во избежание.
- Ахтерпик: Газовый баллон на 450 Мл, затем компрессионка, в которой палатка, спальный мешок и неиспользованная одежда. Загоняется ногами. Между декой и компессионкой вставляется топорик в чехле, довольно значительное пространство за спинкой сидения заполняется консервами, крупами, газовыми баллонами, цепной пилой, газовой плиткой и т.п. Сверху кладется фляга с питьевой водой и непромокаемый костюм. Влезает все и даже место остается. В случае загрязненной воды под коленями пилота поперек лодки лежит пятилитровая полиэтиленовая бутыль с водой.
- На носовой палубе в штатной легоровской упаковке и в гермопакете мой рюкзак, в нем городская одежда, обувь, запас сигарет и всякая мелочь второй необходимости. Поверх упаковки под резинками едет ружье.
- На кормовой палубе под резинками едут пенки, насос и складной стульчик. Примерно таким же образом загружаются и два остальных кораблика. И остается довольно много места. Недельная автономность – легко, можно и больше. При обносах мы просто тащим загруженную лодку по траве, иногда кто-нибудь помогает.
Летом 2011 года нами разработана и успешно испытана новая система внешней загрузки. Теперь на каждой лодке имеется носовой и кормовой внешний грузовой контейнер, который крепится с помощью разработанной нами быстросъемной системы фиксации груза.


Ремонт.
Случается всякое. Иной раз кто-то встает на кильсон, когда лодка находится в вывешенном состоянии. Треск, и срезает заклепки накладки кильсона. При этом кильсон вовсе не расстыковывается, и до конца похода можно об этом забыть, а дома поставить втяжные заклепки вместо сквозной родной. На двух лодках из трех так и случилось.
Перекачали верхний контур, и на жаре лопнул правый баллон. На берегу. Я сам повел аварийную лодку – мы торопились. Груз не снимал. Лодка шла уверено, был небольшой прогиб кильсона и немного увеличилась осадка. Дома все легко заклеилось – разрыв был с торца, ибо карманы не позволят баллону лопнуть по длине.
Пробитое днище. Если ходить по водоемам, где может это случиться, можно и пробить. Спасает 1/3 пеноковрика под кильсоном и шпангоутами сидения. Пенка служит как амортизатором при ударах, так и пластырем в случае пробоя. Пробитый Легор не тонет, а принимает воду на палец выше сидения, и все. Попа, конечно, намокает, но и только. Клеится легко.


О терминологии и области применения.
Так что же такое Легор? Производитель говорит, что это "лодка надувная с элементами каркаса". Аналогов нет – одноклассник "Викинг" имеет каркас менее развитый, а "Паша" - значительно более костляв. Полагаю, что лодку можно позиционировать, как туристический каяк, хотя бы по следующим признакам – в байдарку садятся, а каяк надевают на себя. Слияние с лодкой на ходу практически полное. Да, по сути, какая разница, как это называть? По цене он вообще не имеет себе равных – как сказал один покупатель, "Да его можно купить просто для прикола". И тут же купил. Конечно, матерые пластиковые каякеры встанут на дыбы. А и пусть их встают. Легор не предназначен для рек VI категории сложности или там для прыжков с ниагарского водопада вниз головой. Легор также не предназначен для акробатики на воде и/или водного слалома. Хотя на слаломе его можно и попробовать. Тихие соловьиные речки – его стихия, но если пилот уверен в своих навыках и своей лодке, можно попробовать двоечку и даже троечку. В отличии от каркасников и КНБ он не намотается на камень, а спружинит в силу гибкости и упругости конструкции как надувная байдарка. Относительно надувной байдарки он более устойчив на курсе, да и идет быстрее, не сдувается ветром с курса на открытом водоеме, в т.ч. и при волне. Один из владельцев Легора ходил на своей лодке в шторм в прибрежной зоне Черного моря и остался очень доволен. Немецкие владельцы вывозили свои лодки на побережье Атлантики. Один наш хороший знакомый без особых усилий совершил на "Легоре" эскимосский переворот. Я сам планирую брать своих Егорок в парусный поход; очень заманчиво пройти по внутренним озерам Большого Соловецкого остова, или, скажем, острова Валаам, оставив парусный катамаран на охраняемой стоянке. Легор можно взять с собой в пеший поход, если предполагается встретить красивое озеро или речку. Можно использовать и на рыбалке – отзывы рыболовов весьма одобрительные. Наконец, можно просто покататься, если рядом с дачей есть пруд. И для пляжных забав сойдет. И, и, и – придумайте сами. В процессе испытаний установлено, что оптимальная скорость Легора на гладкой воде 5,5 км/ч – дальше резко возрастает волновое сопротивление. Мы же планируем в этом году ходить в небольшие походы вплоть до ледостава, а в будущем сходить в самые разные маршруты, интересные для байдарочников.


И, наконец, о критике и критиках
Уж простите за резкость, но достали! Сам-то я хожу по воде всего-навсего 50 лет. Поэтому с интересом читаю маститых кретин критиков. Внимательно следим за базаром – кто это там что-то написал? У него и вправду есть Легор? Ах, нет, но он думает, что… А вот этот, вот этот – нет, у него тоже Легора нет, но он такой опытный, аж десять лет ходит, что позволяет себе… А вот эти просто несут бред, думая таким способом пропиарить свою любимую тему, либо себя, любимого, опытного и бывалого. Особенно доставил некий сайт, где несколько таких вот «знатоков», действуя под девизом "давно мы ничего не ломали", провели так называемый тест-драв и вынесли скоропалительный, поверхностный, дилетантский вердикт, значительно навредив репутации лодки. Срач в интернетах начался задолго до появления "Легора" в продаже. Поначалу лодка называлась "Harp Seal", что горе-знатоками англицкого переводилось с помощью ПРОМТа уж совсем невообразимо. На самом-то деле это обиходное название тюленя гренландского. После появления в продаже сразу же начались нападки на то, что не видели и не трогали руками. Ну да, традиция такая – хаять то, что не видел. Давняя традиция. "Не знаком, но осуждаю". И давать непрошенные советы.
 Читаешь порой несусветную дичь и диву даешься. Сравнивают лодку то с "Пашей", то со "Сменой", то с "Пойнтером", "Викингом" и даже "Каньоном" или "Щукой", а то и вовсю чернят отечественного производителя, преклоняясь перед заграницей. А тут совсем другая конструкция. И цена другая – а вот сравните. Легор пока не имеет аналогов, а по сочетанию цена-качество-вес-простота-надежность, вообще вне конкуренции в целом мире. Не нравится – так не покупайте. Грязью-то мазать зачем?
Ну а народ покупает, и весьма доволен.


В заключение
Хочется сказать, что задачей данного опуса я не ставил целью пиарить "Тритон" вообще и "Легор" в частности. Не хаял и не собираюсь критиковать другие лодки – речь идет только о Легоре. Я хотел поделиться не результатами скоропалительного тест-драйва, но полными всесторонними результатами эксплуатации лодок данного типа. Не думаю, что на сегодняшний день кто-то знает об этой лодке больше нас, без всякой ложной скромности. Будем весьма благодарен, если кто-нибудь выскажет или пришлет нам свое мнение по данной теме. На заданные вопросы постараемся ответить. Считающих себя корифеями и прочими гуру просьба не беспокоить.
Успехов вам,
Александр Шапарин, Марина Землянская, shaparin60@mail.ru

 

ласточкины гнезда