Советы владельцу лодки "Легор",
( или то, о чем не сказано в инструкции).

 

 

 

песчаные отмели

Итак, перед Вами лодка "Легор", в просторечии "Егорка". Одна, или пока одна…
 Лично у меня их три, у каждого члена семьи. Втроем ходим. Что там рекомендует производитель? Ага, «для некатегорийных путешествий по небольшим рекам и озерам со спокойной водой. При температуре окружающей среды от+1 до +35, при контакте с пресной водой, в светлое время суток, при удалении от берега до 500 м и при высоте волны не более 0,3 м для лодки с закрытым фартуком и 0,15 без фартука». Ну да, все, верно, ничего не забыто. Я сам ни в коем случае не призываю штурмовать опасные пороги, нырять в пенные бочки, делать "свечки" или эскимосить. Тем не менее, возможности данной лодки весьма и весьма широки, и мне хотелось бы рассказать о том, как их наиболее эффективно использовать.


Область применения. Провоцировать Вас я не буду, и, чтобы ко мне не пришли опечаленные родные с ушлыми адвокатами, тут Вы уж сами пофантазируйте. Мы считаем, что от прогулок и ПВД на тихих речках и озерах до более серьезных и продолжительных походов. Все зависит от Вашей личной квалификации, опыта, и уверенности в себе и своем кораблике. Все эти факторы, понятно, не константа, а напротив, растут с каждым походом вместе с притязаниями. Один из наших сотрудников успешно пробовал "Легор" на Черном море в шторм. А германские покупатели лодки (большую партию "Легоров" закупила Германия) вывозили лодки на побережье Атлантики, и тоже остались весьма довольны. Сам я ходил по тихим подмосковным речкам и озерам, выходил на простор Московского моря и озера Великого в Оршинском Мху, принимал участие в соревнованиях "Скитулец-2010", где занял второе место в классе каркасников-одиночек (первое, кстати, тоже занял наш сотрудник, и тоже на "Легоре"), ходил с семьей в более чем двухнедельные походы по Мещерской стороне и уральской реке Чусовой. Уверен, что на этих лодках ходили и в более суровых условиях, нежели разрешает Инструкция…


Сборка. Ну, тут все по Инструкции, только разве что я сразу к штевневым узлам пристегиваю трубки кильсона. Оно так удобнее. Одному собрать лодку легко, а вдвоем можно вообще за 5 минут. Вдвоем собирать лучше, если кто-то подержит штевневую часть обшивки. При надувании баллонов для придания лодке правильной формы второму номеру можно сесть на деку или плотно прижать руками в том месте, где, как Вам кажется, баллон перекошен. На ходовые качества это не влияет. Обязательно следите, чтобы шпангоуты входили в карманы до конца. Не вышло – сдуйте воздух и повторите попытку – мастерство приходит с опытом. Ртом баллоны надувать не советую – муторно это, и голова болит. Насосом удобнее. При разборке советую отсоединять с одной стороны перепускные трубки, тогда баллоны полностью сдуваются и легко пакуются. Имейте в виду, что окончательно лодка примет свою форму на воде, под весом пилота и груза!


песчаные отмели

Загрузка. Вот это самое интересное. С виду и не скажешь, но, как выяснилось, "Егор" может много чего увезти. Автономность лодки мы расцениваем в 7-10 дней в зависимости от притязаний и степени подготовки владельца. У нас есть ряд своих личных наработок, коими мы успешно пользуемся. В ахтерпик уходит тонкая гермоупаковка, в ней палатка, спальник, остатки одежды и белья. Сверху засовываю топорик и малую лопатку, в пространство между гермой и спинкой сидения идут тушенка, крупы, газ, горелка, цепная пила, бутылка с водой или термос. Не забудьте из гермы стравить воздух. Всякую тяжелую мелочь стараемся положить как можно ниже. В форпик идет упаковка с запасным флисом и бельем, перед ней можно засунуть что-нибудь небольшое и тяжелое, вроде пары консервных банок или газовых баллонов. Обе гермы лучше запихивать ногами, а на лодку можно смело сесть в любом месте – она прочная и упругая. Между декой и баллоном втискивается карта и лоция. На ремень бедренного упора я вешаю GPSку. Летом, под коленями лежат шлепанцы – мы идем босиком. Кормовая палуба – под резинки помещается пенка, складной столик и стульчик, возможно, и тележка для перевозки. Поверх резинок мы дополнительно используем резиновые амортизаторы с крючками. На носовой палубе в штатной упаковке лодки и в гермопакете едут рюкзак, городская одежда и обувь. Тоже под резинки со страховкой амортизаторами. По объему получается под 300 литров имущества на лодку, точнее я не считал, да нам и так хватает. У меня под резинками на носовой упаковке едут удочки или ружье. У жены – Собака (небольшая у нас собака, 7,5 кг, кернтерьер называется). Собака в своем спасжилете лежит или сидит на носовой палубе или на передней части фартука. Приучена. Уже бывалая.


Мы шли своим путем, но в специализированном магазине Вы сможете без труда подобрать гермоупаковки подходящего объема, размера и формы.
Посадка. Вам совершенно необходим пяточный упор, ибо сходящиеся в форпике под острым углом баллоны развернут Вам ступни крестиком и уронят на кильсон, и ничего толкового не получится. Возьмите небольшую гермоупаковку размером со, скажем, спальный мешок, поместите ее в форпик, а затем садитесь в лодку и, с помощью ног плотно расклиньтесь между гермой и спинкой сидения. С вытянутыми ногами и застегнутым ремнем бедренного упора – это боевая посадка для активной гребли. Если расстегнуть пряжку и согнуть ноги в коленях – поза отдыха, которая, кстати, позволяет не спеша грести. Под стопами образовалась удобная площадка. Благодаря упругости надувной конструкции, в лодке комфортно размещается даже весьма крупный и длинноногий пилот - проверено. В походе перед гермой можно засунуть газовый баллончик или пару-тройку банок тушенки. На прогулке достаточно взять и слегка надуть один-два детских мяча из ПВХ, или даже просто поместить чемоданчик с ремкомплектом в штатную упаковку и забить ее ногами туда же. Мы в походах помещаем в носовую герму/упор запасное белье и ненадетые теплые вещи. Весло – в зависимости от задачи похода. На узкой реке с быстрым течением и множеством препятствий покороче – 2200-2300, а на более крупных водоемах лучше подлиннее – 2400, но это только мое мнение.


Защита днища. Если водоем спокойный, каменистых отмелей и торчащей арматуры нет, то защищать обшивку и не надо. Но если вы идете по быстрой реке с мелями, камнями, естественными и техногенными препятствиями, то… Из печального опыта мы знаем, что пробивается днище в районе кильсона и шпангоутов под сидением пилота. Нет ничего проще, чем при сборке поместить под кильсон и сидение 1/3 стандартной "пенки" (600х600). Лично мы используем более гладкую и плотную каучуковую, но пойдет и обычная. Она хорошо амортизирует удар, и даже в случае пробоя работает пластырем. Оборачивание шпангоутов и кильсона пеноматериалами дает худшие результаты. Кстати, пробитый "Егор" без всякой защиты погружается на сантиметр-два выше сидения, лишь незначительно теряя в скорости и маневренности.


Преодоление препятствий. Оболочка прочная и скользкая, что позволяет перескочить через надводное бревно, протиснутся через мель, а при обносе мы просто хватаем лодку за носовой рым, и, не разгружая, тащим по траве. Легко и приятно. Тюлений старт – да пожалуйста, если глубина позволяет! Лодка входит в воду максимум на полметра, а затем нос мгновенно всплывает, как мячик. То же самое происходит и при прыжке с водослива. Два контура надувных баллонов и гибкий каркас делают лодку очень упругой, все удары прекрасно амортизируются, ни одна деталь каркаса не работает на излом.


Поломки. Ну да, бывают, но они таковы, что практически любая исправима в походных условиях "на коленке" с помощью подручных средств и штатного ремкомплекта. Что было у нас, и что мы делали:
1. Когда с пугающим треском срезало заклепки на кильсоне, продолжали движение, ибо кильсон и не думал расстыковаться даже при прохождении препятствий. "Папа" из "мамы" не выскакивал. Дома я высверлил и выбил старые сплошные и поставил новые втяжные заклепки. Отчего произошло – да потому, что некие дамы вставали на кильсон в вывешенной (полупогруженной) лодке, или втыкались в дно при "тюленьем" старте, не удосужившись узнать глубину. При желании можно в походе зафиксировать шпилькой, гвоздиком или болтиком с гаечкой диаметром 4мм.
2. При жуткой летней жаре 2010-го на лодке лопнул верхний баллон. Исключительно по моей вине, из-за перекачки. Лопнуть он может только в районе  торца, ибо в остальных местах прочные чехлы не позволяют ему это сделать. В нашем случае сдулся верхний контур, и мы продолжали движение, ибо опаздывали на электричку. Лодка шла уверенно, скорость и маневренность не пострадали, хотя эстетически выглядела не ахти. Был некоторый прогиб килевой линии.
3. А больше, собственно, и ломаться-то нечему…


И, наконец, чего не стоит делать. Ни в коем случае. Выходить на воду без спасжилета. Садиться повыше, поднимая метацентрическую высоту – это все-таки больше каяк, чем байдарка! Переоценивать свои возможности, например, без достаточного опыта соваться в сливы, прижимы, пороги, водопады. Пытаться делать эскимосский переворот, если Вы, конечно, не эскимос и не заняты охотой на морского зверя. То же самое относится к свечкам и прочим элементам водного слалома. Оставьте все это пластиковым каякерам, не отбивайте у них хлеб и славу. Кстати, при оверкиле пилот легко и успешно отстреливается даже при затянутом упоре и пристегнутом фартуке. Проверено. И, кстати - умельцам довольно легко дается и тот самый эскимосский переворот – разумеется, на незагруженной лодке.
Если же Вы вдруг решили адаптировать "Легор" для всяких там экстремальных и категорийных маршрутов, уж не ропщите, что он утратит свои качества – лодка сделана не для этого, и делать из нее полиэтиленовый туринговый каяк просто неразумно. Лучше уж купите себе этот самый каяк!
Помните – вода ошибок не прощает.


И еще – без всякой рекламы я уверен, что по совокупности цена-качество-область применения "Легор" - самая лучшая лодка в мире и не имеет себе равных. Не верите – посмотрите в Интернете. Сравните.
С наилучшими пожеланиями, Александр Шапарин и Марина Землянская – внештатные испытатели и счастливые владельцы. Если что, напишите на shaparin60@mail.ru, подскажем и поможем советом, а Ваш опыт будет для нас интересен и полезен.

2012г.

 

Подышать свежим воздухом